29 ноября 2012 г.

Буду повергать в шок академико-заезженную голову доцента

Так как это тоже часть моего творчества,  я решил выложить сюда моё эссе по культурологии, заданием которого был анализ и описание любого выбранного мной произведения искусства (исключая литературные).
Писал долго и мучительно, без навыков и знаний) Получилась жуткая тягомотина, но вдруг, вам будет скучно...


скрою в ссылку, потому что очень много букв.

http://www.audiopoisk.com/album/jay-jay-johanson/poison/ - ссылка, где можно прослушать композиции, правда не в том порядке, который на релизе.


В поисках предмета изучения я перебрал большой спектр различных видов произведений. Основным критерием были не количество уже существующего материала по произведению, не простота тематики лично для меня и вовсе не известность автора. Главным при выборе стала сила влияния, которое была оказано на меня при знакомстве с этим проявлением творчества.  Так я пришёл к совершенно неожиданной для меня теме, в которой имею лишь самые базовые знания. Эти два фактора явно увеличат субъективность всего ниже написанного, но я постараюсь свести это к минимуму.

Выбранный для изучения альбом был выпущен в 2000 году и может быть отнесён к стилю трип-хоп (зародившийся в 90-ых в Англии и включающий в себя симбиоз хип-хопа, джаза и соула) или даже к полноценному джазу, правда полностью переосмысленному в электронном звучании.  Этот диск  стал третьим в творчестве Джей-Джей Йохансона и последним, исполненным в подобном формате. Но прежде чем я приступлю к детальному разбору формы и содержания альбома, начну с биографии самого исполнителя.

«Йохансон родился в Швеции г. Троллетен в 1969 году. Он из плеяды тех музыкантов, которые росли в семье с хорошим и разнообразным музыкальным вкусом – Элвис Пресли, Скотт Волкер, АББА, Чет Бейкер, Брайан Ино и т.д. Отсюда ранний интерес к музыкальным инструментам, среди которых к совершеннолетию были освоены фортепиано, флейта, кларнет, саксфон, бас-гитара и другие. Примерно в том же возрасте он впервые попробовал себя в создании аранжировок, но как это и полагается в основном для друзей. Создание панк-рок группы говорит о том, что Эйя (Jäje – настоящее шведское имя Джей-Джея) уделял очень много времени и внимания своему увлечению музыкой. Надо сказать, что происходил это как раз во время его обучения в музыкальной школе по классу струнных инструментов. Но в 14 лет произошло событие разительно изменившее представления подрастающего Джей-Джея – он посетил концерт легендарного джазмена Чета Бейкера, которым заслушивался с самого детства. После этого он даже организовал собственный джазовой квартет, но оставил его, когда переехал продолжить обучение в Стокгольмском колледже.
Здесь Йохансон впервые окунулся в мир клубной музыки, подрабатывая диджеем в местных заведениях, т.к. это было необходимостью для оплаты своего изучения архитектуры и современного искусства. Четыре года пролетели быстро и Джей-Джей переехал в Лондоне, где быстро заработал себе хорошую репутацию в качестве графического дизайнера музыкальных альбомов и журналов ( к примеру английский «I-D») .

В 1994 году произошло событие, которое плавно подводит нас к основному объекту изучения – Йохансон «познакомился» с основателями трип-хопа Portishead  в виде релиза их дебютного альбома «Dummy». Именно под влиянием этой работы уже спустя два года Джей-Джей выпустил свой собственный первый альбом «Whiskey» . В нём он смог выплеснуть все своим умения игры на инструментах и своё понимание музыки, базирующееся на многочисленных предпочтениях из детства. В целом музыкальное сообщество хорошо восприняло его работу, т.к. пластинка имела необычное использование электронных звуков, вылившееся хоть и в трип-хоп, но сочетающий элементы босса-новы (bossa-nova) и эсйид хауса (acid house).
После этого в 1998 был выпущен альбом «Tattoo», хорошо принятый во Франции и все Европе в целом, так как «там на пике популярности была легкая коктейльная музыка с нежным вокалом». Третий альбом «Poison» был написан в соавторстве с гитаристом  Робином Гатри, с последующей электронной аранжировкой Йохансона и стал конечным пунктом в этой импровизированной трилогии, которую многие считают «одним из лучших электро-достижений конца прошлого столетия».» Попробуем разобраться, что же из себя представляет данный альбом.

Для меня это 14 треков потрясающе выверенной и воплощённой через музыку печали. Многие критики называют Джей-Джея мастером меланхолии, что безусловно оправдывается атмосферой его работ и очень чистым, красивым вокалом, но на мой взгляд это менее подходящее описание нежели для его музыки нежели «печальная».
В первой же песне «Believe in us» Йохансон  с помощью глубокого синтезированного звука в симбиозе с очень высоким голосом даёт понять, что в колонках играет крайне необычный материал. Ударники задают неспешный ритм не без некоторой «ломанности» свойственной трип-хопу, который «расширяется» и учащается к концу песни, в конце которой, кстати, весь этот ансамбль завершается переливами флейты.
В следующей композиции уже более явно чувствуются сэмплированные звуки, которые являются неотъемлемой частью трип-хопа. Чуть-чуть аскетичная вокальная партия, запись ветра и многослойные синтезаторы заставляют слушать альбом со всё большим вниманием. Так вплоть до совершенно неожиданной вставки мужского многоголосья, после которого либо втягиваешься окончательно, либо выключаешься проигрыватель с мыслью «это не моё».
Вплоть до прослушивания третей песни «Keep it a secret» мало кому подумается, что это грустная музыка. Скорее необычная и даже заряжающая, что подкрепляется хорошо выделяемой из прочего игрой Робина Гатри на гитаре.
Зато в четвёртой композиции с красноречивым названием «Alone again» зарождается новая тема данного альбома. Красивое фортепиано, с менее крикливыми битами создаёт впечатление мягкости, а переплетения высоких нот синтезатора с проникновенными голосами Джей-Джея и бэк-вокалистки делают песню очень выделяющейся из предыдущих. В этой песне хороша видна отличительная черта Йохансона, его умение в верных пропорциях смешивать живые звуки с «искусственными».
Песня «Escape» по своей форме и содержанию является неким продолжением «Alone again», разве что с чуть более размеренными ударными и мощным звучанием баса.
«Anywhere anytime» пожалуй имеет самую мрачную аранжировку, включающую в себя тягучие переборы клавиш, сэмпл-находку словно кто-то заводит старый механизм часов и кристальное исполнение Джей-Джея баллады о любви.
«Time is running out» является инструментальной песней и  совершенно точно несёт в себе ту же тему тикающих часов, из-за чего создаётся впечатление, что автор хотел оставить приятное послевкусие после предыдущей композиции. Без всяких слов, без вербальной, так сказать, нагрузки. Этот отрывок создаёт ощущение разрядки после длительного переживания тяжёлых эмоций, так как тревожные мотивы присутствующие в мелодии переплетаются с мажорными переливами. На мой взгляд, этой почти трёхминутное «передышке» Йохансон отводит важную роль в альбоме, словно ею проводится аналогия с жизнью, которая всегда переменчива и не имеет однобоких «мотивов».
После этого мы в первых акордах «Poison» мы слышим задумчивые отголоски старины. Звуки, которые с лёгкостью можно было бы найти в киноленте годов 50-60-ых. Думаю, эта песня в немалой степени была навеяна Четом Бейкером из детства Йохансона: ниспадающие переборы живого пианино и ставшие в рамках альбома привычными тарелки. Жаль некая гнусавость голоса отвлекает от потрясающего аккомпанемента, и рука тянется переключить дорожку.
Песня «Humilation» одна из самых красивых в данном релизе, неспешность и очень тонкий вокал которой не оставляют сомнений, что эта музыка олицетворяет самые искренние ощущения автора. Хотя важно добавить, что в Швеции Йохансона до сих пор многие не признают. Его часто называли мастером коммерческой стилизации, подразумевая слишком видимую погоню за ростом слушателей, мол, не могут люди так «красиво грустить». Но у такого мнения есть обоснование: Джей-Джей в начале 90-ых, т.е. перед началом своего музыкального творчества был очень знаменит своими работами в оформлении журналов и музыкальных альбомов, и поэтому его отклонение от основного вида деятельности на самой своей заре мало, кто воспринял за честный поиск способов самореализации.
Но возвращаясь к альбому, хочется добавить, что из оставшихся четырёх песен действительно важно коснуться заключительной под названием «Far away».
Эта композиция достойно подводит черту всему ранее услышанному за счёт колоссальной работы с живым звуком. Этот трек несмотря на полную сохранность атмосферы остального альбома создаёт эффект «Хэппи энда» т.е. чувствуется как автор выстраивал все инструменты в тщательно подобранные «места», обволакивая слушателя органичностью и даже неким светлым посылом.

Подводя итог материалу собранному в «Poison», можно заметить следующее:
Как и полагается этому жанру, Джей-Джей Йохансон умело использует свои навыки сэмплирования и игры на живых инструментах. Под влиянием детских музыкальных предпочтений швед написал очень выразительный альбом, в котором сумел объединить некую «упругость» звучания взятую из рок-н-ролла Элвиса Пресли, многообразие звуков и джазовый лоск от Чета Бейкера и мастистую атмосферность от «отца» эмбиента Брайана Ино. Уделяя столько внимания форме, думаю, самое время осветить и содержание песен Йохансона. Все его тексты крутятся вокруг одних тем и поддаются в слегка старомодном стиле – они о любви, фантазиях, разбитых сердцах и жизненном опыте.
 Возможно сдержанность его нации повлияла на его восприятие окружающего мира, возможно, виной характер музыкальных предпочтений, но совершенно точно можно сказать, что печаль в его песнях является явным лейтмотивом. Каков же эффект от такого способа самовыражения Джей-Джей Йохансона? Не возьмусь говорить за других, поэтому постараюсь передать все ощущения, которые лично я испытывал от прослушивания данного альбома с самого своего первого знакомства с ним. В детстве, в 2000 году, когда мне было 6 лет я не сразу заметил появления этого диска в коллекции отца, только спустя год или два начал с постоянством прослушивать этот мрачноватый и очень выделяющийся из других альбом. В то время мне очень нравился контраст высокого тембра голоса с насыщенными и глубокими звуками. Со временем я стал замечать, что эта музыка очень помогает выплеснуть грустные эмоции, а точнее под неё нет ощущения дискомфорта от подобных мыслей. Если можно так выразиться, этот альбом сделал легитимными любые мои проявления меланхолии, которые в обычное время под влиянием общества я  скорее старался бы подавить. Слабая известность данного исполнителя среди моих знакомых приучила меня к мысли, что «хорошая музыка» и «распространённая музыка» порой совершенно не совпадают, а даже разнятся. А так как я всегда считал этот альбом очень искренним, далёким от коммерческих составляющих, то примерно в то время прекратил интересоваться поп-исполнителями как российской сцены, так и зарубежной. Именно так выражается влияние данного альбома на меня, не беря в расчёт сильную корректировку во вкусовых предпочтениях.

Не зря этот альбом называют последним в данном формате, потому что следующие альбомы Йохансона (которых, к слову, сказать целых 9 штук, включая бонусные) имеют несколько иное звучание. Те, которые приходятся на период 2000-2007 год имеют ярко выраженную клубную стилистику, за счёт которой в принципе и была приобретена мировая известность Джей-Джей. Особенно хорошо его встретили во Франции, уделяя внимание выдающимся способностям и в качестве диджея. Зато релизы 2008-2011 годов напротив практически полностью лишены сэмплирования. Так альбом «The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known» по личному признанию Эйя писался без единого прикосновения к компьютеру.  Но это ничуть не мешает шведу по-прежнему выступать на лучших клубных площадках мира, полностью поддерживая образ «Фрэнка Синатры электронной музыки», титул который был приобретён ещё на заре его музыкальной карьеры.
«Сколько людей – столько мнений» эта расхожая фраза хорошо применима для описания моего отношения к нынешнему творчеству Джей-Джея. Действительно ли он утерял свой холодный шарм в последних релизах или же на мои впечатления влияет такая субъективная вещь, как ностальгия, я не знаю. Размышлять об этом не хочется, потому что благодарность к автору за его труды и так заняла своё почётное место. Безусловно, развитие подразумевает под собой неминуемые изменения и поиски, чему я буду рад, как и любой слушатель Йохансона, но все же «Poison» определённо заполнил для меня ту нишу, которая без этого альбома навеки бы пустовала.

Источники:

Официальный сайт исполнителя - http://www.jay-jayjohanson.com/
2) Профиль музыканта на крупнейшем музыкальном сообществе - http://www.lastfm.ru/music/Jay-Jay+Johanson
3) Интервью Анны Герус для сайта KM.RU Музыка 23.09.2005 - http://muslib.ru/groups/76/journal/803.html
4) Интервью Галины Бельковой для сайта DJ.RU 14.01.2008 -http://www.dj.ru/articles/interview/document235088.phtml 
5) Интервью Александра Львова для сайта Ozon.ru ноябрь 2008 - http://www.ozon.ru/context/detail/id/4157688/


5 комментариев:

  1. Проникся, почувствовал, влюбился.
    Никогда я не узнавал так авторов музыкальных творений. А зря. Никогда не пытался выразить ощущения так чётко, красочно, оценивая каждый, до последнего, бит. А зря.

    Я восхищён и работами Джей-Джея, и работой, что описывала Джей-Джея.
    У тебя можно учиться и учиться, не зря я уточнял, что смогу дотянуться до твоей макушки, только на фотографии, не в этой жизни. Нуу... Или если ты остановишь своё развитие. Не позволяй себе такого! :) А я буду благодарен, что мне всегда будет, куда окунуться, чьими мыслями напитаться.

    И вот важный вопрос: Как же оценил твою работу доцент? Как приняло его мышление такую волну живой энергии? И очень важный практический вопрос: "Слушал ли он всё перечисленное?" - фраза скажет мне, как минимум, о его профессионализме :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо тебе за эти слова.
      Решил подождать оценки и тогда уже откомментировать.

      Поставила 10 из 10, комментарий к работе следующий: "У Вас получилась прекрасная, эмоционально наполеннаня работа, в которой обобщён богатый фактический материал и глубокий, практически музыковедческий анализ альбома "Poison" ".
      И пару пожеланий именно по структуре эссе.
      В общем довольно успешно получилось) Правда забыл спросить послушала ли она исполнителя, но у меня ещё будет шанс)

      Удалить
  2. Анонимный7/12/12 17:02

    Да ну, тебе на самом деле льстит эта дурацкая оценка? Ведь "отлично" с точки зрения эссе, а то как сама относиться к музыке не известно, ну или хотя бы к искусству. А то,что она мало в музыке смыслит обнаруживается в следующем - "практически музыковедческий анализ альбома "Poison".
    На мой взгляд, если бы тебя хотя бы обвинили в неформальности выбранного предмета описания, это было бы больше похоже на твою личную победу над ее академико-заезжанными мыслями. А так вы вполне поняли друг друга. Это не плохо. . .но это не дерзко.
    Но признаться, я послушала пару треков,прочитав твою "жуткую тягомотину".

    ОтветитьУдалить
  3. Что значит "льстит"? Любой позитив выраженный в мою сторону я ухватываю, приумнажаю и направляю в мотивацию для будущих действий. Ты права, Маш, в какой-то мере жаль, что преподавательница не подала сугубо своего мнения об этом альбоме. Я всегда уважал только тех учителей, которые были способны и стать учителями жизни лично для меня (т.е. наплевать на шаблоны и транслировать собственный жизненный опыт), но в данном случае меня бы это расстроило. Почему? Потому что для подавляющего кол-ва людей это был первый опыт анализа произведения и давление на пишущего собственной субъективной оценкой "предмета" эссе могло резко отбить желание развивать себя в этом направлении. По сути она своей цели добилась - я себя развил, сумел выразить свои ощущения и спровоцировать читателей на знакомство с этим видом искусства.
    Очень мило читать про "мало смыслит", когда ты об этом преподавателе не знаешь ровным счётом ничего)
    Мне достаточно просто для себя знать, что я проявил неформальность (единственный, кто разбирал альбом). Заголовок был скорее защитным шажком перед более сведущими людьми, чем вызовом преподавателю. Хочется много дерзости - вперёд к Че Геваре, Македонскому и Дали, только вот я думаю и они умели "понимать других".
    Спасибо, что послушала и взяла последние слова в кавычки)

    ОтветитьУдалить
  4. Че Гевара, Македонский и Дали уже умерли, мой друг.
    Меня ты тоже понял. как не странно.

    ОтветитьУдалить

Привет!
Поверь, всё что здесь выкладывается я пишу в большой степени для Тебя,
Иначе всё оставалось бы в моих блокнотах)
Так что прошу, не оставляй и ты свои мысли в "Блокноте" своей головы. Формулируй их и делись ими искренне... Будем развиваться вместе ;)